Фреймы — это ментальные модели, которые каждый из нас использует для принятия решений, порой даже не замечая этого. Но иногда по каким-то причинам мы берем неправильный фрейм, и это напрямую отражается на результатах, приводя порой к негативным последствиям. Как выбрать нужную модель, поменять привычную, придумать новую? Авторы уверены, что это не так сложно.
Фото: Dom J / Pexels
Что за книга?
Как книга помогает превратить фреймы в осознанный инструмент и облегчить рутину принятия ежедневных решений? — Она подробно описывает их природу и предлагает примеры из практики, которые в отдельных случаях меняли ход истории.
Всего в книге девять глав:
- Первые две — вводные, рассказывающие о природе механизмов принятия решений, ментальных моделях и, собственно, фреймах как явлении.
- Третья, четвертая и пятая главы описывают три составляющие, которыми обусловлены фреймы: каузальность (причинно-следственные связи), контрфактические предположения (потенциально возможные варианты развития событий) и ограничения.
- В шестой главе разбирается рефрейминг — поиск и применение фрейма, который для конкретной ситуации является радикально новым.
- Последние три части посвящены развитию способности к фреймингу, а именно обучению плюрализму мнений и бдительности.
Ментальные модели позволяют сосредоточиться на существенном и игнорировать второстепенное. Например, на коктейльной вечеринке мы слышим разговор, в котором участвуем, и отфильтровываем звуки остальных голосов.
Фреймы вокруг нас
Английское слово «frame» означает «рамка». Оно довольно точно передает суть понятия: это то, чем мы ограничиваем свое поведение в конкретной ситуации или конкретном месте.
Мы пользуемся фреймами постоянно, принимая решения любой сложности: от простого выбора блюд на завтрак до основополагающих — кем и куда идти работать, с кем вступать в брак, рожать ли детей и т.д.
Принятие решения — это конечная задача, а фрейм — ее условие. Вернее, условия — их три.
Фото: Сottonbro / Pexels
Из чего состоят фреймы
Каузальность (причинно-следственные связи)
Мир видится нам предсказуемым благодаря причинно-следственным связям (каузальности). Если бы не они, мы бы не могли делать прогнозы и планировать свои действия даже на шаг вперед.
Например, до первого полета в космос люди не имели подобного опыта, и при подготовке выхода на орбиту могли опираться только на построение причинно-следственных связей. И преуспели в этом!
Если спуститься с небес на землю, каузальность есть и в самых простых вещах. Например, дотронувшись до горячей чашки и получив ожог, ребенок перенесет полученное знание на все остальные горячие предметы и не будет к ним прикасаться.
На основании причинно-следственных связей и начинает выстраиваться фрейм. Даже если мы видим что-то в первый раз, то можем приблизительно представить, как с этим взаимодействовать — исходя из прошлого опыта. Если же перед нами что-то принципиально новое — мы пробуем «достроить» реальность, используя арсенал причинно-следственных связей, которые уже есть.
Фото: Anna Nekrashevich / Pexels
Контрфактические предположения (возможные варианты)
Следующий шаг фрейминга — обозначение вариантов развития событий. Но не всех возможных, а только тех, которые в сложившихся обстоятельствах наиболее вероятны.
То есть если стоит задача обустроить небольшую спальню (а конкретно спальное место в ней) так, чтобы было удобно, мы мысленно поместим в эту спальню:
- компактную кровать;
- диван-кровать;
- кресло-кровать;
- что-то схожее по своей концепции с кроватью, но никак не макет жирафа или слона из городского зоопарка в натуральную величину.
Раскладные диваны-кровати бренда divan.ru
Ограничения
Завершающий триаду условий для фреймов элемент — ограничения. Без них пространство выбора было бы бесконечным. Возвращаясь к примеру со спальным местом из предыдущего пункта: без наличия ограничений мы бы рассматривали буквально каждый предмет мебели, на котором можно спать: любых размеров и со всевозможной обивкой.
Компактные кровати бренда divan.ru
Собираем все вместе
Когда мы понимаем, с чем имеем дело, как с этим в теории и на практике можно взаимодействовать, как могут развиваться дальнейшие события и какие из вариантов наиболее вероятны, мы выбираем фрейм. Если он подходит к ситуации — получаем нужный результат.
Например, стоит задача: работать на фрилансе не менее продуктивно, чем в офисе. И к ней мы можем применить некоторое количество фреймов:
- поддаться моде, работая в кофейне;
- обустроить рабочее место дома;
- снять отдельное помещение/стол в коворкинге;
- оставить все как есть и работать, к примеру, за кухонным столом.
Исходя из выбранного фрейма, мы будем преобразовывать реальность и приходить к тому варианту, который предпочтителен в данной ситуации.
Фото: George Milton / Pexels
Мебель для рабочей зоны бренда divan.ru
Рефрейминг: как придумать радикально новое
Выбрать из имеющегося «репертуара»
Если для выполнения задачи привычные фреймы не подходят, самое время перебрать «библиотеку» накопленных вариантов и выбрать оптимальный.
Так, например, поступила чета Картеров, превратившая свое жилище (а после и жилища своих клиентов) в домашние джунгли. Идея большого количества растений не была им чужда (уже присутствовала в их «репертуаре») и, получив некоторое развитие, воплотилась в реальность.
Фото: Huy Phan / Pexels
Позаимствовать из другой области
Это называется перепрофилирование — мы смотрим на задачу с иной точки зрения. Фрейм (а значит, и решение) может предоставить другая дисциплина (как правило, смежная).
Таким образом возникают, к примеру, иммерсивные театральные представления (в них зрители могут не только наблюдать действие, но и принимать участие в нем). Или открытые кухни в ресторанах (классическая кухня плюс «театр»), спа-отели и т.п.
Примерно так же родилась идея творческого пространства divan.ru для тех, кому интересен дизайн, — с элементами галереи искусств.
Изобрести
На такой подвиг способны немногие, и история помнит их имена. Среди них Чарльз Дарвин и его эволюционная теория; Альберт Эйнштейн и его теория относительности; Александр Флеминг и созданный им первый антибиотик.
Однако не каждое изобретение — рефрейминг. Определить его просто: все, что было в предметной области ДО, очень сильно меняется ПОСЛЕ.
Именно это сигнализирует о кардинальной смене фрейма.
Фото: Anna Nekrashevich / Pexels
Вместо выводов
- Фреймы и навык их использования доступны каждому, но данное умение можно и нужно совершенствовать.
- Каузальность, контрфактические предположения и ограничения, — вот то, из чего конструируются любые фреймы.
- Не всегда надо подходить к новому «со старыми мерками». Иногда имеет смысл сменить не только «мерки», но и сторону, с которой следует подходить. Это называется рефрейминг.
- Чем больше мы учимся и бережем разнообразие мнений (как внутри себя, так и на уровне общества), тем больше шансов выбирать оптимальные фреймы для успешного решения задач.
Фото: Cottonbro / Pexels
Об авторе статьи
Ирина Пылыпив, автор блога «Книжная полка Ирэн Адлер».