Рассказываем, где искать энергию на «быт и ремонт». Да так, чтобы изменения растили мотивацию и приносили удовольствие, а не лишали последних сил.
Фото: ready made / Pexels
Замечали, что, если не думать об обстановке дома, то совершенно не тянет наводить уют? И наоборот: стоит начать заниматься ремонтом и обустройством, остановиться невозможно: на переделки не жалко никакого бюджета, а в корзину онлайн-покупок отправляются все новые шторы, подушки и посуда? Почему так происходит и что с этим делать — объясняем в статье.
Вам слишком сложно или слишком… приятно
Если вам когда-нибудь хотелось махнуть рукой на интерьер, который давно требует ремонта, знайте: так бывает не только с вами. Причины разные, но две основные звучат так: 1) заниматься интерьером либо слишком тяжело, 2) заниматься интерьером слишком приятно.
С первой причиной все более-менее понятно: интерьерная прокрастинация работает, как и любая другая. Чем дольше мы оттягиваем необходимость решить сложную задачу, тем меньше сил и желания за нее браться.
Фото: Kevin Malik / Pexels
Со второй причиной всё менее очевидно. В книге «Так себе. Эффективная самотерапия для тех, кто устал от депрессии, тревоги и непонимания» психиатр Кирилл Сычев выделяет такое явление, как поведенческая активация. Многие из нас привыкли считать приоритетом достижение целей. А «бесполезные» удовольствия ставить на последнее место (и никогда в итоге не находить для них времени).
Иными словами: тратить время на поиски той самой диванной подушки как-то стыдно. Куда разумнее посидеть над годовым отчетом.
Проблема в том, что, чем меньше человек развлекается,чем меньше потакает своим маленьким радостям, тем меньше ему хочется это делать. Получается замкнутый круг – с гиперответственностью, апатией и плохим настроением.
Фото: Jamie Street / Unsplash
От сложного к простому
Если проблема в прокрастинации, есть несколько рабочих способов уменьшить её, а впоследствии победить:
- не нужно ждать вдохновения: энергетический подъём возникает в ходе работы над задачей, а не предшествует ей. В 2007 году Американская психологическая ассоциация провела исследование среди студентов накануне срока сдачи курсовых работ. По данным опроса, 95% студентов откладывали старт подготовки, и ожидание особого настроя оказалось одной из ключевых причин;
- самое сложное – сделать первый шаг: после первого же успеха мозг вознаграждает энергией и мотивацией. Шаг должен быть простым и посильным: собрать вдохновляющие интерьерные фото, связаться с дизайнером, «расхламить» один шкаф или комод, заказать новое постельное белье.
- разбейте глобальные задачи на подпункты и оцените, сколько времени уйдёт на решение конкретной задачи. А теперь удвойте время: страх не успеть – ещё один «друг» прокрастинации;
- обещайте себе вознаграждение и выполняйте обещания. Это могут быть самые простые, но приятные именно для вас вещи – например, лишние полчаса наедине с сериалом, лишнее пирожное;
- ставьте таймер. Любую задачу проще выполнять по графику, где для работы и отдыха отведены определённые промежутки времени – например, 45 минут наводим порядок / 15 минут отдыхаем.
Фото: Ron Lach / Pexels
Лучше хорошо, чем идеально
Если проблема лежит в области «жалко тратить время на ерунду», шаги должны быть другими. Например:
- в первую очередь выбирать среди интерьерных задач те, которые доставят больше всего радости. Пусть это даже думскроллинг по соцсетям – да, и такие вещи нужно себе разрешать: положительные эмоции подрастят мотивацию заниматься интерьером;
- составить план приятных задач и придерживаться его. Можно расписать на неделю, на месяц или с любой удобной периодичностью: например, сегодня выбираю новые шторы в гостиную или подушки на диван, а в субботу – еду в салон присматривать новую кухню;
Фото: Freepik
- хвалить себя за выполненные задачи, даже если получилось «не идеально». Для результата лучше, если задача будет решена просто хорошо, чем если она не будет решена вообще;
- отслеживать динамику: что получается хорошо, а что не очень? Что доставляет удовольствие, а что в тягость? Самонаблюдение поможет понять, в каких сферах хочется подтянуть навык (например, научиться работать с онлайн-планировщиком или записаться на декораторские курсы), а какие можно и нужно делегировать (вроде уборки или даже хоумстейджинга в новостройке).